Для
получения особого "мягкого”
изображения ( первую очередь в
портретной съемке) применяются
достаточно дорогие софт-фокусные
объективы (Softfocus lens). Получаемое с их
помощью изображе ние не является
нерезким (хотя на первый взгляд
кажется, что резкости нет), но в то
же время оно лишает ся излишнего
контраста, придающего изображению
на фотографии излишне "жесткий” и
грубый рисунок. Как правило, в софт-фокусных
объективах эффект "мягкого”
изображения создается за счет
неисправленной (или намеренно
вносимой при расчете оптической
схемы) остаточной аберрации (как
правило сферической, чтобы эффект
можно было применять не только на
черно-белых, но и на цветных
фотоматериалах). Эффект "мягкого
фокуса” в этом случае получается
за счет наложения резкого и
расфокусированного изображений,
получающихся в результат!
несовпадения плоскости
фокусировки краевых и цен тральных
лучей. Более дешевым, а значит, и
более популярным методом получения
смягченного изображения являются
специальные оптические насадки н
обычный съемочный объектив,
называемые "фильтрами мягкого
фокуса”. Такие насадки, будучи
установленными перед объективом,
видоизменяют исходное изображение
- несколько уменьшают общий
контраст снимка и значительно
снижают его микроконтраст. При этом
изображение становится
одновременно нерезким и слегка
размытым (в отличие от изображения,
даваемого расфокусированным
объективом Особенно красивый и
приятный эффект в результат
применения софт-фильтров
получается в тех случаях когда
освещение создает активный
световой рисунок с четко
выраженными светами и сочными
тенями. При излишне мягком
освещении применение смягчающим
насадок может в отдельных случаях
даже привести неприятным эффектам -
"размыливанию” и "ватности”
изображения. Поэтому максимально
эффективное применение смягчающих
фильтров всегда требует проб и
экспериментов.
К
сожалению, в названиях насадок
мягкого фокуса у разных
производителей не только не
наблюдается какого-то общего
подхода, а даже наличествует до
вольно значительная путаница. К
примеру фильтр, эффект которого
обусловлен концентрически
протравленными на его поверхности
канавками, в каталог фильтров B+W (производимых
Schneider-Kreuznach значится как SOFT FOCUS, a HOYA
представляет зналогичный по
устройству фильтр под названием DUTO.
то же время с названием DUTO
продаются фильтрь под маркой Kaiser,
производящие эффект аналогии ный
фильтрам DIFFUSER у HOYA. Фильтр DIFFUSER Cokin
весьма похож как по устройству, так
и по эффекту на фильтр HOYA SPECTRAL CROSS.
Кроме неоднозначности с названиями,
многие фильтры, несмотря на близкое
по внешнему виду устройство (например
B+W SOFT-IMAGE, CARL ZEISS SOFTAR и HOYA SOFT ENER),
значительно отличаются по
производимому эффекту. И это
еще не все! Объективы разной
конструкции, даже идентичные по
фокусному расстоянию по-разному "воспринимают”
многие насадки мягкого фокуса,
особенно это касается зум-объективов.
Поэтому софт-фильтров и
выпускается такое количество чтобы
каждый фотограф мог подобрать под
свою оптику, манеру съемки и
желаемый эффект фильтры которые и
будут для него "самыми лучшими”.
Некоторые насадки "мягкого фокуса”
выпускаются двух-трех градаций по
степени возрастания вносимого
эффекта Тогда в маркировку такого
фильтра дополнительно добавляется
буква (А или В) или цифра (1, 2 или 3) по
степени увеличения эффекта.
Например, фильтр HOYA SOFTENER В дает
более выраженный эффект смягчения
изображения, чем HOYA SOFTENER A.
В нашем
обзоре мы в качестве примеров
насадок разного назначения и
устройства, смягчающих изображение,
приведем софт-фильтры HOYA (FOG FILTER,
DIFFUSER, DUTO, SOFTENER, SPECTRAL CROSS),
представляющие все наиболее часто
применяемые методы получения "мягкого”
изображения.
Смягчающий
изображение эффект фильтра SOFTЕNER
построен на наложении на основное (резкое)
изображение множества
дополнительных расфокусированных
изображений. Достигается такой
эффект при помощи определенного
количества миниатюрных линзочек,
похожих на капельки воды, в
произвольном порядке
расположенных на прозрачной
плоскопараллельной поверхности
этого фильтра. Каждая линзочка,
расположенная на поверхности
фильтра, создает вместе с
объективом свою собственную
оптическую систему (подобно паре
объектив + насадочная линза для
макросъемки). Оптическая сила
каждой такой линзочки складывается
с оптической силой объектива,
соответственно, каждая такая
система будет иметь меньшее
фокусное расстояние, чем фокусное
расстояние объектива. Поскольку
объектив наводится на резкость по
основному изображению (которое
создается светом, прошедшим через
фильтр, минуя линзочки), все
дополнительные изображения будут
приходить к пленке
расфокусированными (нерезкими).
Визуально эффект фильтра SOFTENER
проявляется в светящихся
ореольчиках на разницах света и
тени, а также в смягчении общего
контраста снимка. Исходя из природы
эффекта, который дает фильтр SOFTENER,
легко объяснимы и особенности его
применения. Эффект, даваемый
фильтром такого типа, значительно
изменяется в зависимости от
фокусного расстояния объектива (чем
больше фокусное расстояние
объектива, тем эффект сильнее) и
диафрагмы, при которой ведется
съемка 'чем больше закрыта
диафрагма, тем эффект слабее).
Фильтры этого типа нежелательно
применять на широкоугольных
объективах и сильно
задиафрагмированных объективах - в
этом случае не только практически
исчезает эффект смягчения
изображения, но и контуры линзочек
становятся хорошо заметными на
снимке, производя эффект
заляпанного дождевыми каплями
стекла.
Поверхность
фильтра DIFFUSER, кажущаяся просто
неровной, на самом деле
представляет собой совокупность
коротких канавок неправильной
формы и очень маленькой глубины с
отполированной поверхностью. Такая
структура поверхности фильтра DIFFUSER
приводит к весьма специфическому
эффекту -общий контраст снимка
практически не уменьшается, как в
случае применения других насадок
мягкого фокуса, а резкость мелких
деталей значительно падает.
Применение фильтра DIFFUSER оправдано
в первую очередь в портретной
съемке при мягком освещении. Это
дает возможность получить при
мягком освещении не слишком резкое,
но и не "ватное” или "мыльное”
изображение.
Эффект
фильтра DUTO обусловлен
концентрическими кольцевыми
канавками, вытравленными на его
поверхности. Большая часть света,
создающая основное изображение,
проходит между канавками без
изменений. Оставшаяся часть, падая
на поверхность канавок,
рассеивается, понижая тем самым
общий контраст фотоснимка. Кроме
этого, благодаря концентрическому
расположению канавок, фильтр DUTO
обладает дифракционными
свойствами. Например, точечные
источники света, попавшие в кадр,
получают радужные ореольчики, а
блестящие или светлые пряди волос (в
зависимости от их положения) не
становятся просто нерезкими, как в
случае применения других насадок
мягкого фокуса, а превращаются во
что-то непонятное, но красивое -
текущее и струящееся. Эффект этого
фильтра при диафрагмировании
изменяется - на более открытых
диафрагмах преобладают
рассеивающие свойства, а на средних
и закрытых заметнее становятся
дифракционные эффекты.
Фильтр
SPECTRAL CROSS сделан в виде очень мел-<ой
растровой сетки, обладающей и
дифракционными свойствами. Поэтому
эффект от применения фильтра SPECTRAL
CROSS одновременно близок как к
эффекту фильтра RAINBOW-SPOT, так и
эффекту фильтра CROSS SCREEN.
На
поверхности "туманного” фильтра
FOG FILTER расположено в случайном
порядке большое количество
мельчайших белых полупрозрачных
точек, частично рассеивающих
падающий на них свет. Применение "туманного”
фильтра позволяет достичь эффекта,
напоминающего ранний утренний
туман, - впечатления белесой мглы,
отсутствия деталей как в темных,
так и в светлых местах снимка. При
правильно подобранном сюжете с
помощью FOG FILTER можно добиться даже
совершенно необычного эффекта,
получив изображение, близкое к
силуэтному. Эффект (туманного
фильтра” практически не зависит ни
от фокусного расстояния
применяемого объектива, ни от
степени его задиафрагмированности.
Ввиду весьма специфического
эффекта, FOG FILTER (в отличие от
остальных насадок мягкого фокуса)
достаточно редко используется в
портретной фотографии, зато часто
находит применение у фотографов-пейзажистов.
Среди
эффектных фильтров, применяемых в
портретной съемке, достаточно
много насадок, имеющих в центре
плоскопараллельный неокрашенный
участок или отверстие. Такие
насадки оставляют центральную зону
изображения практически без
изменений, зато остальную (периферийную)
часть кадра изменяют до
неузнаваемости. К таким насадкам в
каталоге HOYA отнесены CENTER-SPOT, SOFT-SPOT,
COLOR-SPOT и MISTY-SPOT. Эффект при
применении таких насадок в
значительной мере зависит от
фокусного расстояния объектива,
установленной диафрагмы и
расстояния от объектива до
поверхности насадки. Весьма удобны
аналогичные насадки прямоугольной
формы, предназначенные для
использования в компедиумных (слотовых)
системах фильтров - например, в
системе Cokin. В этом случае эффект
можно изменять, перемещая фильтр
как вдоль оси объектива (вставляя в
разные ячейки компедиума), так и
поперек оси (передвигая фильтр
вдоль слота).
Насадка
CENTER-SPOT - это линза, аналогичная
применяемой в макросъемке, с
плоскопараллельной площадкой или
сквозным отверстием в центре.
Изображая центр кадра резким,
выводит края из резкости.
SOFT-SPOT -
фильтры, аналогичные FOG FILTER (SAND SCREEN)
и DIFFUSER (SOFT SCREEN), но имеющие отверстие
в центре фильтра. Эффект насадок SAND
SCREEN и SOFT SCREEN аналогичен эффекту
насадок FOG FILTER и DIFFUSER
соответственно, но с резко
изображенной центральной зоной
кадра.
COLOR-SPOT -
цветные фильтры с отверстием в
середине. Окрашивают периферию
кадра, оставляя центральную зону
кадра окрашенной в естественный
цвет.
MISTY-SPOT -
бесцветные оптические насадки,
дающие резкое изображение
центральной части кадра и
своеобразно размытое и
деформированное - по периферии
кадра. HOYA выпускает в этой серии
фильтры под названиями "Gradual”, "Breeze”,
"Halo” и "Windmill”. Каждый из этих
фильтров имеет свой особый
характер оптического эффекта -'
например "Gradual” дает эффект типа
того, что получается при изменении
фокусного расстояния объектива в
процессе экспонирования, a "Windmill”
как бы скручивает по спирали
окружающее объект съемки
пространство.
|